Покровский Хотьков Ставропигиальный Женский Монастырь

Покровский Хотьков Ставропигиальный Женский Монастырь

Покровский Хотьков монастырь стоит на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей и Комякинским оврагом. Место, которое он занимает, издревле называлось "Хотково" или "Хотков". Среди различных версий прохождения названия Хотькова монастыря наиболее правдоподобной представляется та, согласно которой в его основе лежит древнеславянское мужское имя "Хот" или "Хотьк".

В житии Сергия Радонежского говорится, что преподобный и брат его Стефан приняли монашеский постриг именно в Хотькове, «у Покрова». Произошло это вскоре после основания обители в 1308 г. (по преданию, родителями прп. Сергия Радонежского — Кириллом и Марией. И сами они в 1335-1336 гг. постриглись в Хотькове монастыре и были здесь похоронены в 1337 г.

В XIV в. он более напоминал церковный погост, поскольку Покровская церковь с кладбищем и, возможно, дворы причта стояли отдельно от келий старцев и стариц. В одной из писцовых книг конца XVI в. обитель прямо названа погостом: "на Хоткове монастырь Покров Святые Богородицы… а в прибавочных книгах тот погост не написан".

В XIV в. деревянная Покровская церковь скорее всего была небольшой, простейшего так называемого "клецкого" типа. Немногочисленные деревянные кельи старцев и стариц стояли ниже церкви, занимая территорию южной оконечности Хотьковского мыса. Так, вероятно, выглядел Покровский монастырь при жизни родителей преподобного Сергия и при нем самом. Вполне возможно, что уже тогда сложилась его необычная "уличная" планировка.

До 1504 г. монастырь объединял мужскую и женскую монашеские общины, затем стал женским. В те времена здесь были 2 деревянные церкви и 16 монашеских келий. В 1506 г. великий князь Московский Василий III назначил обители небольшое содержание, а 1 августа 1544 г. четырнадцатилетний Иван IV, находясь на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре[4] , передал Покровский монастырь "на Хоткове ему в управление ". Передача была оформлена соответствующей жалованной грамотой, подписанной великим князем здесь же в Троице. В этой грамоте монастырь впервые был назван девичьим. Постепенно девичий монастырь начал приходить в лучшее, чем прежде, состояние. К середине 80 годов XVI в. в нем появилась ещё одна деревянная церковь — Никольская. В 90 годах XVI в. число насельниц достигло 35-37 человек. К концу столетия деревянные строения Покровского монастыря заняли всю южную и среднюю часть Хотьковского мыса. Над обнесенной оградой территорией господствовала вертикаль шатровой Покровской церкви, построенной после 1544 г. Рядом возвышалась теплая "клецкая" Никольская церковь.

Покровский Хотьков монастырь, находясь во владении Троицкой обители, во всем подчинялся указам и распоряжениям ее властей. В Хотькове, "для службы и духовности", постоянно пребывал Троицкий иеромонах. Пострижение или погребение в монастыре разрешалось лишь по указу собора Троицкой обители. Сам же указ давался после вклада в троицкую казну.

В 1609 г. монастырь сожгли поляки, но обитель возродили. В учетной книге монастыря содержатся записи о вкладах в сам Хотьков монастырь и об обязанности игумений отчитываться перед собором Троицкой обители о подобных вкладах. В XVII в. самые щедрые и наиболее важные пожертвования были сделаны стольником Василием Федоровичем Яновым. В январе 1644 г. он пожертвовал 1000 рублей на церковное строение. На эти деньги вскоре был заложен первый в истории[6] Хотькова монастыря каменный храм. Работы по строительству были завершены в 1648 г.

Самостоятельным Хотьков монастырь стал в 1764 г., он был выведен из ведения Троице-Сергиевой Лавры и подчинен Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса со штатом в 17 монашествующих, хотя жило в нем 115 сестер. Государственное содержание, на которое был переведен Хотьков монастырь в 1764 году, обеспечивало насельниц лишь минимумом необходимых средств, поэтому хотьковские монахини и белицы должны были, как и в прошлые времена, сами заботиться о себе. Выручали их небольшие угодья, оставленные монастырю, и навыки к рукоделию. Почти все монахини умели прясть и шить, в том числе серебром и золотом. В конце XVIII в. искусством золотого, жемчужного и лицевого шитья прославились монахини Прасковья Шатилова, Анна Титова, Авдотья Иванова и Наталья Баскакова. Их руками вышиты замечательные по красоте церковные облачения, хранящиеся ныне в собрании Сергиево-Посадского музея в Лавре. Свои рукоделья монахини и белицы продавали в монастыре или на рынке в селе Клементьеве.

К концу 1781 г. завершилось строительство каменной ограды вокруг монастыря, территория которого при этом значительно увеличилась за счет присоединения двух десятин земли с северной стороны. Ограда представляла собой кирпичную стену с высоким каменным цоколем. Плоскость стены высотой несколько более 3,5 метров оживлялась ритмичным чередованием выложенных кирпичом лопаток и филенок. На углах возвышались четыре восьмиугольные башни с высокими, обшитыми тесом, шатровыми кровлями. В центре южной и северной линий ограды были устроены соответственно "Водяные" и "Святые" ворота.

В 1916 г. в монастыре было 70 монахинь и 67 послушниц. Главными святынями обители, помимо гробницы родителей прп. Сергия Радонежского, были четыре иконы Богоматери, хранившиеся в Покровском соборе: Толгская и Смоленская, подаренные царицей Прасковией Феодоровной, Знаменская и Тихвинская, перед которой служились еженедельные молебны в память избавления обители от чумы в 1771 г. и холеры в 1848 г.

Покровский собор построен в 1816 г. с 2 приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя митрополита Алексия. Храм святого Николая Чудотворца построен в 1768 г., возобновлен в 1904 г. с 2 приделами: правым — во имя святых аппостолов Петра и Павла (освящен в 1835 г.) и левым — в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (освящен в 1853 г.). Церковь над северными вратами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи построена в 1791 г. Церковь над южными вратами во имя св. Митрофана Воронежского — в 1833 г.

После Святых ворот Покровский собор — второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.

В 1834 г. несколько севернее игуменских келий, прямо на пересекавшей монастырь улице, была возведена четырехъярусная колокольня[1] с проездной аркой в нижнем и часами в верхнем ярусах. Верхний ярус колокольни, решенный в виде круглого барабана с двумя окнами для часовых циферблатов и завершенный сферическим куполом, придавал этому сооружению ампирной архитектуры стилевое единство с круглыми барабанами и сферическими куполами Покровского собора. На колокольне были установлены часы и повешен десяток небольших колоколов, самый тяжелый из которых весил 134 пуда 15 фунтов. В 1870 г. неизвестный пожертвовал колокол весом 8 тонн, названный "большим праздничным".

В конце 1899 г. игуменья Филарета II (Меркурьева) обратилась в Московскую Духовную консисторию с прошением о разрешении разобрать старую Никольскую церковь и построить на ее месте новую, больших размеров. Разрешение было дано в мае 1899 г. К этому времени был готов и проект нового церковного здания, рассчитанного на 3000 молящихся. Автором проекта выступил архитектор А. А. Латков, построивший в Хотьковском монастыре просфорный и общежительный корпуса. Он активно сотрудничал с Троице-Сергиевой Лаврой, настоятель которой являлся благочинным Покровского Хотькова монастыря, и это, вероятно, определило выбор архитектора для создания проекта. Византийскому стилю архитектуры Никольского собора соответствовало и убранство его интерьера. Полы и стенные панели были отделаны камнем, искусственным и натуральным цветным мрамором. Некоторые считают, что 44-метровая громада Никольского собора оказалась слишком велика для небольшой территории монастыря. С другой стороны, он несомненно оживил облик монастыря при взгляде на него издали.

Раньше существовал благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву Лавру, в память о завещании преподобного Сергия старались посетить Хотькову обитель и поклониться гробнице родителей великого Радонежского чудотворца.

В сентябре 1918 г. монастырь был ограблен, в декабре 1919 г. часть зданий отдали детской колонии, в начале 1921 г. он был закрыт. После своего закрытия монастырь фактически существовал под именем трудовой артели кустарных изделий. Монастырские здания перестраивались, разрушались, снесена была колокольня.

В марте 1989 г. в возрожденном Покровском соборе состоялся первый молебен. С этого началась новая жизнь Покровского Хотькова ставропигиального монастыря. На его территории находятся: Покровский собор (1810 гг.); Никольская церковь (1902-1904 гг.); надвратные храмы[2] Иоанна Предтечи и свт. Митрофана Воронежского (XVIII-XIX вв.), кельи и службы (XIX в.).

В 2008 году Покровский монастырь отметил 700-летний юбилей. В настоящее время ведутся реставрационные работы по восстановлению четырех куполов Никольского собора, утраченных в советское время. Уже отреставрирован главный купол, которому была возвращена прежняя форма, и крест на нем.